Зачем нужна грамматика представителям негуманитарных профессий?

Нужно ли знать грамматику русского языка? Иными словами, важно ли говорить и писать грамотно не филологам, а представителям других, негуманитарных профессий?

       Ответ здесь однозначный. Конечно, нужно. И причин тому сразу несколько. Во-первых, сама суть вопроса. Человек думает посредством языка, мысли излагаются на языке. Существуют, конечно, теории о том, что мы мыслим и образами, звуками, как думают музыканты, художники, писатели, люди творческих профессий. Но подобные дополнительные семиотические коды лишь способствуют нашему пониманию и умственной работе. Мышление по своей сути вербально, то есть мы излагаем идеи на языке. Если он искажен, неправилен, значит, искажена мысль, не доведена до нужного состояния.

 Есть и другие причины. Что такое наша речь? 
       Устная или письменная. В общем-то, речь имеет традиционно три измерения. В лингвистике это называется семантикой, то есть значением слов. Синтактикой, то есть включает структуру предложения. Прагматикой – измерение, которое отвечает за коммуникацию. Каждый из этих уровней одинаково важен. Если вы не знаете или не понимаете какого-то слова – это большой пробел. Но если ваше предложение слишком неграмотно построено, вы рискуете быть непонятым, неправильно заполнить документ, быть причиной неприятностей, ссор, конфликтов. Уровень прагматики еще более сложный. Это уровень общения. Говорящий (или пишущий) выбирает не только слова, но и нужный регистр, стиль, жанр. Для того чтобы сообщение, письмо, доклад, лекция заявление были поняты и признаны действительными. Прагматический уровень изучает и возможные сбои в коммуникации. К примеру, когда человек говорит одно, а имеет в виду другое. Такое часто случается в процессе общения, в этом нет ничего странного. Но если случился такой сбой, нужно уметь выйти из ситуации. Можно действовать интуитивно, но без должных знаний не обойтись. К примеру, если вы не знаете какое-нибудь слово, вам следует использовать так называемые «стратегии компенсации». То есть уметь задать вопрос или проявить догадку. Если вы теряетесь, не можете продолжить разговор в ситуации экзамена, приема на работу, при заполнении документа вы рискуете не реализовать начатое дело, попросту его провалить.

Существует еще более общий и масштабный уровень речи и языкового пространства, так называемый дискурс, то есть устная и письменная речь в динамике ее производства и понимания. Это тоже своего рода грамматика, знаковая система, но оперирует она не на уровне одного слова или предложения, а на уровне всего текста. Человек, который говорит или пишет, должен точно «попадать в десятку», то есть выбирать правильные способы выражения своих мыслей. Если я прошу подобрать мне нужную технику в магазине, я не обязана точно знать названия моделей. Продавец всегда поможет мне, если я вежливо его попрошу об этом. Но если я заполняю юридический документ, я должна четко знать не только правила составления такого документа, но и нужные слова, правильные обороты, строгую организацию, формальный стиль, должный жанр. Все эти необходимые языковые реквизиты способствуют тому, чтобы текст был составлен правильно. Если текст не отвечает нужным требованиям, то он попросту не будет принят в качестве действующего.

Есть еще одна сфера, которая имеет прямое отношение к грамматике языка. Это риторика.
Способ воздействия, обороты, которые помогают производить впечатление, менять точку зрения собеседника. В древнегреческом полисе и в более поздние эпохи ораторы пользовались рядом приемов для воздействия. Это касалось как устной, так впоследствии и письменной речи. К примеру, для усиления воздействия говорящий может повторять одно и то же слово, «удача, удачи и еще раз удача» или приводить три однородных сказуемых, «думать, править, менять». Можно сознательно менять конструкции предложения, делая фокусом высказывания целую фразу: «Это не только наша радость, это еще и наша удача». Сложный синтаксис позволяет удвоить, а иногда утроить воздействие, произвести должно впечатление. Правила риторики изучаются и могут входить в сферу действия грамматики. Каждый из данных техник способствует изменению общего впечатления от произносимого или написанного текста, необходим как важный прием при любом виде общения.

Распространенная идея о том, что изучать русский язык не нужно и достаточно примитивного знания слов, используемых в интернете при коротких сообщениях, неверна еще и потому, что язык выдает наш социальный статус, наше образование, наше положение в обществе, наш характер. Язык выдает самые сокровенные моменты нашего внутреннего бытия, включая подсознание. Если человек пишет неграмотно, он рискует не только быть непонятым, но и рискует поставить себя на недостаточно приемлемый уровень в обществе. Иногда даже прослыть за сумасшедшего. Язык являет собой даже не одежду, а становится индикатором здоровья, психического, эмоционального и так далее. Слишком быстро распространившийся способ общения посредством лайков и фотографий превращает даже взрослого человека в ребенка, который излагает свои мысли сумбурно и по-детски эмоционально. А любая профессия требует сегодня логического изложения материала, его организации, правильного выбора слова и конструкций. В противном случае с вами просто откажутся работать. 

Искажения грамматики бывали и движущей силой развития общества, если они использовались сознательно людьми творческих профессий. Многие известные русские поэты, такие как В. Хлебников, намеренно экспериментировали с грамматикой. Искажения языка, намеренно выбранные поэтом для своего творчества (изменение падежей, нестандартные предложения, нарушения знаков пунктуации), – известная и непростая попытка создания нового языка. Подобная предрасположенность к творчеству – яркое проявление индивидуальности. Но даже в таких экстраординарных случаях минусов было слишком много. Когда писатели слишком много экспериментировали с языком, то есть создавали так называемое «нечитабельные» произведения, романы неминуемо терпели крах среди читателей. Ирландский классик-модернист Джеймс Джойс создал в конце своей жизни роман «Поминки по Финнегану», в котором соединил множество языков, срастил слова. Произведение сложно читать, оно содержит огромное количество каламбуров и неологизмов, должно быть прочитано вслух, чтобы ощутить красоту звучания слов и языка, которого в природе не существует. Для понимания такого текста требуется слишком много внимания. 

Меняется ли язык? Меняется, но мы не можем декларировать эти изменения самостоятельно. В новые словари попадают те трансформации, которые привнесены языком, его живым развитием среди носителей. Если меняется ударение в слове, появляется нестандартное употребление падежа, эти изменения в какой-то момент будут зафиксированы и в словаре. Но должны пройти годы, пока такие изменения попадут в качестве правил на экзамен по русскому языку или в учебник. Поэтому письменные грамматики часто консервативны. Тем не менее полностью отказаться от них невозможно и не нужно. Объяснить, что ударение изменилось, помогает не наше желание, а время, которое в конце концов зафиксирует данные изменения. Самовольно менять грамматику мы не можем, как не можем считать, что все нездоровое прекрасно для жизни.